Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Закрыть меню

Село Ксизово основано в конце XVI века выходцами из города Ельца.

Об основании села имеется легенда. В документах 1880 года приводится такое народное предание. В царствование Алексея Михайловича в лесах, находившихся на месте нынешнего села Ксизово, жил разбойничий атаман Ксиз со своей шайкой. Он грабил путешественников и мирных поселенцев. Впоследствии он прекратил разбой, обратился в мирного поселянина и положил основание селу, которое стало называться его именем.           

Острая Лука (излучина реки Дон, место, где расположено село Ксизово) представляет собой уникальный историко-географический регион. Обилие относительно низких террас, разнообразных всхолмлений и мысов, лесов, которыми в древности был покрыт кряж, способствовали высокой концентрации населения во все исторические эпохи. Высокий берег, откуда хорошо просматривается местность, давал возможность вовремя заметить неприятеля. Необозримые просторы позволяли чувствовать себя свободным. А река Дон была связывающая артерия с Югом.

 

ВЕХИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Археологические исследования на территории села Ксизово с 2003 по 2010 годы проводились археологами Российской Академии наук (руководитель А.М.Обломский) и Липецкого областного Фонда научного краеведения (руководитель И.А.Казмирчук). Исследованные поселения по обилию и разнообразию находок по праву считаются одним из эталонов культуры православного этапа истории лесостепного Подонья. Здесь обитали ремесленники. Зафиксировано производство наборных гребней, изучены остатки бронзолитейного металла, кузнечного ремесла. Специализация ремесленников наблюдалась по семьям и была очень разнообразной. Качество производимой ими продукции было выше, чем у местных умельцев. Можно сделать предположение, что эти ремесленники были приведены издалека, возможно в качестве рабов, с территории Причерноморья, где встречаются аналогичные ремесленные изделия, в частности лощеные глиняные горшки.   Был найден, частично разрушенный местными жителями гончарный горн. Он был овальной формы и имел две камеры: топочную и обжиговую. По предположению ученых-археологов горн имел высокую производительность при выпуске гончарной продукции, которая у местного населения не была востребована в таком количестве. Следовательно, она производилась для других целей, предположительно для продажи в других местах. Так как находки относятся к IV-V вв – периоду существования гуннской державы(кочевого племени, пришедшего к нам из-за Урала), то керамические изделия предназначались для вывоза в другие регионы. Река Дон использовалась как торговый водный путь. Могильный комплекс в районе села Ксизово входит в группу памятников гуннского времени на Острой Луке Дона, где, по всей видимости, находился один из восточных центров гуннской державы.

В результате раскопок было найдено очень много фибул (элементов римской одежды), производство которых не было характерно для данной местности. Эти находки доказывают связь гуннов с римской цивилизацией.

Очень интересный кубок был найден в 2005 г. в могильной яме, на дне которой лежал скелет взрослого мужчины 20-30 лет. Кубок находился в головах. Он сохранился целым, что очень большая редкость. По внешнему облику он подобен бокалу с округлым корпусом на полой ножке. Сделан из прозрачного темно-зеленого стекла.

Стеклянные кубки подобного вида характерны для Юго-Восточной Европы IV-V в. Возможно он прибыл на нашу территорию с торговыми караванами по реке Дон из окраин римской империи. Это так же подтверждает связь одного из центров гуннской державы на Востоке с Средиземноморскими цивилизациями

Уникальное погребение было найдено на территории реки Снова, правого притока Дона в районе деревни Мухино в 3-х километрах от Ксизово. В 2002 г. в результате раскопок были найдены два глиняных лепных горшка. Посчитав, что горшки относятся к погребальному комплексу, было решено искать погребальную яму. Захоронение находилось на глубине 9,9 м. от современной поверхности. Судя по находкам можно с уверенностью сказать, что в могиле погребена женщина. Наиболее многочисленная категория вещей – небольшие нашивки из золотой фольги треугольной и круглой формы. Они зафиксированы по всей территории захоронения. Здесь же найдена гладкая лунница из серебра, круглое зеркало с петелькой диаметром 5 сантиметров и рельефным геометрическим орнаментом в виде трех конических кругов на обратной стороне. Оборотная сторона зеркала находилась в плохо сохранившейся деревянной обкладке. На лицевой поверхности находился отпечаток ткани. Это позволяет сделать предположение о том, что изделие находилось в специальном мешочке, который не сохранился. На кости левой руки был найден серебряный браслет с расширяющимися концами. Также были найдены пинцет, туалетный набор, сделанный из серебра. Туалетный набор состоит из 2-х круглых в сечении стержней, соединенных кольцом из серебряной проволоки. Здесь же найдены фрагменты шкатулки из дерева, украшенной золотой обкладкой с орнаментом, а в ней 18 бусин, из которых 16 стеклянные и 2 янтарные. Кроме того, в погребальной яме находились куски мела, а дно ямы было засыпано углем. Однако следов огня на костях и инвентаре не обнаружено. Вероятно, в мировоззрении древнего населения мел символизировал сакральную чистоту, а при погребении применялся для очищения погребальных сооружений.

Удивление вызывает тот факт, что отсутствует голова. Этому можно выдвинуть две версии. С одной стороны, известны различные виды, так называемых, специфических погребальных обрядов, распространенных у германцев IV-VII вв н.э. Им подвергались люди, умершие «злой смертью»: дети и молодые люди, убитые или погибшие от несчастных случаев; самоубийцы, осужденные, чужаки и так далее. Записанные в XII-XIII вв исландские семейные саги сохранили рассказы о встающих из могил мертвецах, которые могли принести вред людям или даже убить. Поэтому утвердились особенные погребальные обряды. Так, умершему часто отделяли голову и хоронили ее отдельно. Исследователи объясняют эти обычаи боязнью вампиризма. Но найденные в захоронении зубы исключают возможность подобного обряда в погребении в районе деревни Мухино. С другой стороны, отсутствие головы можно объяснить ее полным истлением. Эта версия выглядит более правдоподобной. Погребение подобного типа уникально не только для Липецкой области, но и для Восточной Европы, поэтому первая проблема, которая встала перед исследователями – датировка захоронения и определение его культурной принадлежности. Уже обряд погребения говорит о том, что покойная вела кочевой образ жизни. Это подтверждается тем, что вопреки тщательным поискам других подобных захоронений поблизости не обнаружено. А так же и тот факт, что украшать одежду бляшками из золотой фольги – традиции, характерные для кочевых народов. Эти находки относятся к 410-440 гг н.э.

Два туалетных набора и зеркало, обнаруженные в деревне Мухино, идентичны найденным в могильнике на реке Дюрсо. А. В.Дмитриев относит их ко второй половине V века н.э. Люди, основавшие это могильник пришли из Крыма после того, как согласно письменным данным их вытеснили гунны возвращавшиеся с Запада после поражения 453 года (Дмитриев А.В., 1982 г., стр 91, 103). Интересна золотая обкладка с чешуйчатым орнаментом. Такие обкладки характерны для кочевников южнорусских степей гуннского времени. Золотая фольга прикреплялась к седлам коней богатых наездников (Засецкая И.П., 1994г, стр. 45). Найденная большая янтарная бусина, обнаруженная в деревянной шкатулке резко выделяется среди остальных своими размерами и характерной стертостью в районе центрального отверстия. Это указывает на то, что она использовалась в качестве навершия меча. Такие навершия из янтаря и полудрагоценных камней были распространены в гуннское время, т.е. в IV-V в.в. н.э. Наличие в погребении изделий из янтаря, серебра, золота позволяет отнести захоронение в районе д. Мухино к категории так называемых «княжеских». Итак, учитывая перечень инвентаря и его датировку мухинское захоронение можно отнести к памятникам гуннского периода.

Некоторые предметы раскопок, книгу и альбом о результатах работы экспедиций археологи подарили школьному музею с.Ксизово.

 

В центре села на возвышенности стоит храм, построенный в 1759 году в честь Николая Угодника. Большую помощь оказывали помещики Бехтеевы, они пожаловали в храм большую икону Тихвинской Божией Матери. К ним часто приезжал и подолгу жил святитель Тихон Задонский. В 30-е годы 20 века храм разрушили. В восстановлении храма большую помощь оказало АО АПО «Аврора». В настоящее время в церкви проводятся службы, приезжают паломники. Настоятелем является отец Георгий.

В 20 годах начали образовываться колхозы. В с.Ксизово действовал колхоз-миллионер им.Ленина. сейчас обрабатывает земли АО АПО «Аврора».

Село Балахна основано выходцами из сел Ксизово и Замятино в 18 веке. Первое документальное упоминание о селе было в 1762 году. Жители были государственными крестьянами – однодворцами.

Есть несколько версий о происхождении названия села: согласно толковому словарю Даля «балахна» - это рот настежь, так первопоселенцам представлялась местность между реками Дон и Снова; диалектное слово «балахна» означает ветряную мельницу; название села придумал Петр I, проезжая мимо села и увидевший людей в длинных плащах – балахонах.

Село окружают четыре небольшие дубравы. С южной стороны села протекает речка Снова.

В селе была церковь, построенная в 18 веке, именовалась она в честь Николая Чудотворца. В конце 20 годов церковь разрушили. В церковных зданиях расположилась советская школа, функционировавшая до 2009 года. В настоящее время здание школы передано Православному Приходу Никольского храма с.Балахна, а на месте церкви идет строительство нового храма.

В 50-х годах в с.Балахна был организован колхоз им.Орджоникидзе в результате слияния трех колхозов. Сейчас сельскохозяйственное производство ведет ОАО АПК «Задонские нивы Черноземного края».

 

Дата изменения: 22.01.2021 15:45